История Lean-производства
Lean-производство, или “бережливое производство”, стало одним из самых влиятельных подходов к управлению производством и бизнес-процессами в мире. Но откуда все началось?
Тойота и система Toyota Production System (TPS)
Toyota Production System (TPS) — это корень и основа всего, что мы сегодня знаем как Lean-производство. Эта система была разработана в ответ на уникальные проблемы, с которыми столкнулась Toyota в 1930-40-х годах.
Исторический контекст
После Второй мировой войны Япония столкнулась с серьезными экономическими проблемами: нехватка сырья, разрушенная инфраструктура и ограниченные ресурсы.
В этом контексте Toyota искала способы конкурировать на мировом рынке автомобилей, который был доминирован крупными американскими и европейскими производителями.
Рождение TPS
Кийро Тойода, основатель Toyota, и Тайити Оно, инженер и исполнительный директор компании, были ключевыми фигурами в создании TPS. Они искали способы оптимизировать производство, чтобы максимизировать ресурсы и уменьшить потери.
Основные принципы TPS:
Вытягивание (Pull System): Вместо того чтобы производить автомобили на склад, Toyota начала производство только тогда, когда был реальный заказ от клиента. Это позволило сократить издержки на хранение и уменьшить риски избыточного производства.
Jidoka (Автоматизация с человеческим участием): Этот принцип означает, что если на линии происходит ошибка или неисправность, процесс останавливается. Это позволяет быстро устранять проблемы и предотвращать дальнейшие дефекты.
Kaizen (Непрерывное улучшение): Вместо того чтобы искать крупные инновации, Toyota сосредоточилась на маленьких, но постоянных улучшениях. Это создало культуру, в которой каждый сотрудник стремится улучшить процессы каждый день.
Влияние на мировое производство
TPS доказал свою эффективность, когда Toyota быстро стала одним из крупнейших производителей автомобилей в мире. Эффективность и инновации этой системы привлекли внимание производителей со всего мира, и многие стали изучать и применять принципы TPS на своих предприятиях.
Переход на Запад
Пока Toyota продолжала укреплять свои позиции в Японии, западные компании начали замечать её успехи.
В 1970-80-х годах многие западные автомобильные компании столкнулись с кризисом из-за растущей конкуренции со стороны японских производителей, которые предлагали автомобили высокого качества по более низким ценам.
Изучение японских методов
Западные компании начали отправлять свои команды в Японию, чтобы изучить производственные методы Toyota и других японских компаний. Они были поражены эффективностью и гибкостью японских производственных систем.
Основные отличия, которые заметили западные специалисты:
- Бережливость: Японские компании стремились минимизировать потери на всех этапах производства.
- Гибкость: Возможность быстро переключаться между различными моделями автомобилей и адаптироваться к изменяющимся потребностям рынка.
- Сотрудничество: Постоянное взаимодействие между отделами позволяло быстро реагировать на проблемы и внедрять более эффективные решения.
Это самые явные, но далеко не единственные отличия.
Применение принципов TPS на Западе
Вдохновленные успехом японских компаний, многие западные производители начали внедрять принципы TPS в свои производственные процессы.
В 1984 году General Motors и Toyota создали совместное предприятие под названием NUMMI (New United Motor Manufacturing, Inc.) в Калифорнии. Этот завод стал экспериментальной площадкой для применения принципов TPS в условиях западной корпоративной культуры.
Lean-производство в России
В начале 2000-х, с ростом экономики и активизацией международных связей, российские компании стали активно знакомиться с западными методами управления и производства, включая Lean. Первые тренинги, семинары и книги на эту тему начали появляться в России.
Несмотря на интерес к Lean, внедрение его принципов в российских компаниях столкнулось с рядом трудностей:
- Традиционные российские подходы к управлению и корпоративной культуре отличались от принципов Lean. Это требовало значительных усилий для изменения мышления и поведения сотрудников;
- В условиях экономической нестабильности многие компании сосредотачивались на краткосрочных целях, что затрудняло долгосрочное планирование и внедрение принципов Lean.
В 2003 году Россию впервые посетил один из наиболее известных лекторов и авторов современных Lean-технологий Майкл Вейдер. В 2006 году прошел первый Российский Lean-форум.
С первыми же компаниями, которые начали применять бережливый подход, стало понятно: Lean — не помеха, не способ усложнить и без того пострадавшие в 90-х технологические процессы. Lean — это решение проблем российского производства и эффективный способ его развития.