ГОСТ 4.25-83
Система показателей качества продукции (СПКП). Нефтепродукты. Топлива жидкие. Номенклатура показателей.

  • СТАТУС: ДЕЙСТВУЕТ
  • Дата введения — 30.06.1984
  • Предыдущая версия: ГОСТ 4.25-71

ГОСТ 4.25-83 “Система показателей качества продукции (СПКП). Нефтепродукты. Топлива жидкие. Номенклатура показателей” — это нормативный документ, устанавливающий систему показателей качества жидких топлив. Он используется в нефтяной и энергетической промышленности для оценки соответствия топлива установленным стандартам и нормам.

ГОСТ 4.25-83 является важным инструментом, позволяющим обеспечить контроль качества топлива на различных этапах его производства, хранения, транспортировки и использования. Он обеспечивает единые требования к показателям качества топлива, что облегчает его использование и обмен между различными организациями.

В сущности, ГОСТ 4.25-83 представляет собой большую сводную таблицу, в которой указаны все необходимые показатели качества для различных типов жидких топлив. Каждый показатель имеет свой уникальный код и определяет конкретные характеристики топлива, такие как содержание сульфуроводорода, вязкость, теплотворная способность и другие. Эта таблица служит основой для проверки соответствия топлива установленным требованиям и обеспечивает единообразие в оценке качества топлив на территории Российской Федерации.

Настоящий стандарт распространяется на нефтяные жидкие топлива и устанавливает номенклатуру показателей качества.

Показатели качества, предусмотренные настоящим стандартом, применяют при разработке и постановке топлив на производство, при установлении в нормативно-технической документации требований к качеству топлив, а также при их аттестации.

Б — Бензин авиационный: Высокооктановое топливо для авиационных двигателей, используемое в гражданской и военной авиации. Характеризуется хорошей летной способностью, высокой энергетической эффективностью и низким содержанием примесей.

А — Бензин автомобильный: Легковоспламеняющееся топливо для двигателей внутреннего сгорания, применяемое в автомобилях. Обладает хорошими зажигательными свойствами и обеспечивает плавный запуск и работу двигателя.

Р — Газотурбинное реактивное: Высокооктановое топливо для газотурбинных двигателей, используемых в авиации и промышленности. Обладает высокой теплотворной способностью и обеспечивает эффективную работу в условиях высоких температур и скоростей.

Г — Газотурбинное судовое: Специальное топливо для газотурбинных судовых установок. Имеет высокую плотность и обеспечивает надежную работу судовых двигателей в морских условиях.

Д — Дизельное дистиллятное: Топливо с высоким содержанием дистиллятных фракций, предназначенное для дизельных двигателей. Характеризуется хорошей стабильностью сгорания и высокой энергетической эффективностью.

ДТ — Дизельное смесевое: Смесь дизельного топлива с добавками, обеспечивающими повышенные эксплуатационные характеристики, такие как стабильность низких температур и улучшенные смазывающие свойства. Используется в условиях холодного климата или специфических требований.

Ф — Мазут флотский: Тяжелое топливо для использования в судовых паровых и дизельных двигателях, а также в котельных установках. Обладает высоким тепловыделением и используется в морском транспорте и промышленности.

М — Мазут топочный: Топливо для котлов и топок в промышленности и энергетических установках. Характеризуется высокой вязкостью и содержанием солей. Используется для обеспечения процессов сжигания и нагрева в промышленных и коммерческих системах.

МП — Мазут мартеновский: Высококачественное топливо для мартеновских печей в металлургической промышленности. Обладает высоким тепловыделением и специальными химическими характеристиками, необходимыми для обработки металлических сплавов.
П — Печное: Бытовое топливо, применяемое в домашних и промышленных печах для отопления и приготовления пищи. Обычно представляет собой смесь различных углеводородных соединений, обеспечивающую эффективное сжигание и высокую теплотворную способность.

К — Керосин: Легковоспламеняющееся бытовое топливо, используемое в авиации, отоплении и осветительных устройствах. Обладает низкой вязкостью, низким содержанием сажи и хорошими свойствами зажигания.

ГОСТ 4.25-83 — Полный текст (PDF)

Ключевые термины ГОСТ 4.25-83

Склонность к образованию отложений — это эксплуатационное свойство, которое характеризует особенности и результаты процессов образования отложений компонентов и продуктов превращения топлива в камерах сгорания, топливных, впускных и выпускных системах. Это свойство связано с наличием в топливе нерастворимых примесей и химических реакций, протекающих при его сгорании. Склонность к образованию отложений может приводить к накоплению загрязнений в системах топлива и ограничивать их производительность, а также требовать регулярного обслуживания и очистки.

Совместимость с материалами — это эксплуатационное свойство, которое характеризует особенности и результаты процессов коррозии материалов, разрушения и набухания, изменения технических характеристик резин, герметиков и других уплотнительных материалов, которые могут протекать при их контакте с топливом. Совместимость с материалами имеет большое значение для безопасности и надежности работы систем топлива. Неправильный выбор материалов или недостаточная совместимость может привести к утечкам, повреждению или поломке компонентов системы топлива.

Противоизносные свойства — это эксплуатационные свойства, которые характеризуют особенности и результаты процессов изнашивания трущихся поверхностей, которые могут протекать в присутствии топлива при его применении в технике. Они связаны с смазочными свойствами топлива и его влиянием на трение и износ поверхностей контакта. Хорошие противоизносные свойства могут улучшить работу механизмов, снизить износ и продлить срок службы.

Охлаждающие свойства — это эксплуатационные свойства, которые характеризуют особенности и результаты процессов поглощения и отвода тепла от нагретых поверхностей при использовании топлива в качестве хладагентов. Они определяют способность топлива эффективно охлаждать оборудование и предотвращать перегрев. Высокие охлаждающие свойства важны для поддержания нормального функционирования систем, которые испытывают тепловую нагрузку.

Токсичность — это эксплуатационное свойство, которое характеризует особенности и результаты воздействия топлива и продуктов его сгорания на человека и окружающую среду. Токсичность может быть связана с выбросом вредных веществ при сжигании топлива или его попаданием в организмы. Контроль и снижение токсичности топлива являются важными аспектами для обеспечения безопасности и охраны окружающей среды.

Эксплуатационное свойство — это объективная особенность топлива, которая может проявляться в процессе его производства, транспортирования, хранения, испытания и применения в технике. Каждое эксплуатационное свойство имеет свою специфику и влияет на работу технических систем и обеспечение их безопасности и эффективности.

Прокачиваемость — это эксплуатационное свойство, которое характеризует особенности и результаты процессов перекачки топлива по трубопроводам, топливным системам и при фильтровании. Она зависит от вязкости и других физико-химических свойств топлива, а также от параметров системы перекачки. Высокая прокачиваемость важна для обеспечения непрерывности и эффективности технологических процессов, связанных с топливом.

Испаряемость — это эксплуатационное свойство, которое характеризует особенности и результаты процессов перехода топлива из жидкого состояния в газообразное. Испаряемость зависит от температуры, давления и химического состава топлива. Высокая испаряемость может быть желательной для обеспечения хорошей смешиваемости и подачи топлива в процессах сгорания или испарения, однако она также может приводить к потерям и ухудшению эффективности использования топлива.

Воспламеняемость — это эксплуатационное свойство, которое характеризует особенности и результаты процессов воспламенения смесей паров топлива с воздухом. Она зависит от концентрации паров топлива, температуры и условий окружающей среды. Высокая воспламеняемость является важным свойством для обеспечения эффективного сгорания топлива в двигателях и тепловых установках.

Горючесть — это эксплуатационное свойство, которое характеризует особенности и результаты процессов горения паров топлива с воздухом в камерах сгорания. Зависит от химического состава топлива и условий сгорания.