Настоящий или подделка? Определяем подлинность техпаспорта резервуара
Поддельный паспорт резервуара — явление нечастое, но и наказание за него может быть на редкость суровым. Мы работаем только с настоящими документами, поэтому можем рассказать, как отличить оригинал от фейка.
Что такое технический паспорт и зачем он нужен?
В первую очередь, немного теории. Паспорт резервуара — это многостраничный документ, в котором содержится вся история “создания” продукции, полные характеристики, назначение, сертификаты безопасности и допустимые условия эксплуатации.
Подробнее о том, что это и для чего нужно — можно прочитать в нашем материале про обязательные составляющие техпаспорта.
Техаспорт выполняет 3 задачи:
- Покупателю — дает гарантии, что у него надежное оборудование;
- Государству — обеспечивает уверенность, что продукт не несет угрозы окружающей среде, не приведет к техногенной катастрофе, и так далее;
- Производителю — дает четкое разграничение ответственности (например, если покупатель попытается загрузить в резервуар в 2 раза больше допустимого объема, виноват в аварии будет он, а не производитель).
Зачем и кому нужны поддельные документы?
У подделки тоже несколько задач: покупателя — обмануть, чтобы продать ему что-то дешевое и некачественное подороже, а государственным регулирующим органам — дать ложное ощущение безопасности, “чтобы не штрафовали”.
У авторов поддельных документов чаще всего простая цель: сэкономить средства или заработать побольше нечестным способом.
Подделки встречаются исключительно в перепродаже и в эксплуатации у особо экономных предприятий. Вот несколько примеров, как это может выглядеть:
Пример 1 — Мошенничество
На вторичном рынке “с рук” продается РВС-100 для нефтепродуктов.
Продавец знает, что это дешевый б/у резервуар, сделанный по устаревшим технологиям, с нарушениями при производстве. Сообщать об этом он не хочет, ведь тогда продукт придется либо утилизировать (за свой счет), либо продавать дешевле. Для доверчивых покупателей в таком случае собирается пакет “левых” документов, а цена остается на прежнем высоком уровне.
Пример 2 — Экономия
Сеть заправочных станций хочет открыть новую точку в прибыльной локации. По нормативам, ей нужны качественные РГС для бензина и дизельного топлива.
Можно обратиться к заводу-производителю и купить новый, надежный резервуар с гарантиями и документами. А можно “по знакомству” взять старую “бочку” у одного из разорившихся конкурентов: на нее нет никаких бумаг, она сделана неизвестно когда, неизвестно кем, но простояла 5 лет у предыдущего владельца и (возможно) простоит столько же у нового. Чтобы пройти проверки, сэкономить деньги и время, предприимчивая сеть заправок берет неизвестный некачественный резервуар, а документы на него — просто подделывает.
Почему нельзя использовать поддельные документы?
Тем, кто подумывает использовать подделку при продаже резервуаров, ответ на этот вопрос надо искать в тексте УК РФ.
Мы не можем утверждать, но статьи 159 (мошенничество, лишение свободы на срок до десяти лет) и 327 (подделка документов, до четырех лет лишения свободы), возможно, помогут определиться с решением.
Если говорить не про продажу, а про эксплуатацию резервуара с поддельными документами — тут причин НЕ делать этого гораздо больше:
- Неминуемая ответственность и штрафы, когда подлог вскроется;
- Это рискованно с точки зрения самого производства;
- И наконец — это попросту опасно.
Размер и вид наказания мы оставим выбирать компетентным органам. Как производитель качественных резервуаров, мы можем только утверждать, что использование поддельных документов и неизвестного оборудования — это в первую очередь недальновидно.
Кому на самом деле нужен настоящий техпаспорт?
Надо понимать, что любой резервуар — это технологически сложное оборудование. С ним не получится безопасно работать “наугад” и “по логике”, не зная реального назначения и допустимых условий эксплуатации.
Ошибка в давлении или неподходящая консистенция продукции — и авария обеспечена. Причем касается это любых резервуаров. К примеру:
- Некачественный РВС для воды (например, пожарный резервуар) — может затопить территорию предприятия, остановить работу, вызвать короткое замыкание, вывести из строя проводку или дорогостоящее оборудование;
- “Левый” РГС для нефтепродуктов при ЧП может вызвать разлив горючей жидкости, пожар, полное уничтожение предприятия;
- Дешевый резервуар для химических веществ при аварии спровоцирует техногенную катастрофу, химикаты могут попасть в водоемы или грунтовые воды, вызвать масштабную чрезвычайную ситуацию.
Это крайне негативные сценарии, но от них не застрахован ни один резервуар с “левыми” документами.
Мы не просто так собираем сотни страниц документов на каждую единицу продукции. Это не “формальность”, а гарантия того, что наши резервуары действительно будут работать эффективно, долго и безопасно. В конечном счете, настоящий техпаспорт нужен именно тому, кто будет использовать оборудование.
Как отличить настоящий паспорт резервуара от подделки?
Теперь — к практике. Гарантированного способа распознать поддельный паспорт по внешним признакам не существует, но если проверить отдельные составляющие — ”легальность” документа будет очевидна.
Внимание на сертификаты
Резервуар состоит из огромного количества деталей. Это фланцы, заглушки, соединительные элементы, отводы, крепления — десятки разных наименований со своими ГОСТами и ТУ (техническими условиями).
На каждую деталь, использованную в производстве резервуара, в техпаспорте должен быть сертификат соответствия. Это отдельный документ с обязательными элементами:
- Серийный номер;
- Срок действия;
- Орган сертификаци;
- Изготовитель;
- Протокол испытаний (на каком основании орган сертификации делает заключение);
- Приложения (список всех наименований, соответствующие ГОСТы и ТУ, изготовитель).
По серийному номеру и контактам органа сертификации можно выяснить, действительно ли такой сертификат был выдан в указанное время указанному производителю. Если серийного номера нет в базе, он принадлежит другому документу, или не совпадают даты — документ можно признавать подделкой.
Подтверждаем поставки
Некоторые детали резервуара производятся на специализированных предприятиях, а завод их закупает “в готовом виде” для установки. Сам по себе этот факт ничего не означает: производить абсолютно все в одном месте попросту невозможно.
Зато это отличный способ проверить подлинность документов:
В настоящем техническом паспорте будут все сертификаты и накладные на продукцию от других поставщиков. От технических характеристик до даты поставки, номера заказа и договора.
Если у вас есть сомнения в подлинности сертификата — вы всегда можете связаться с поставщиком (контактные данные должны быть указаны в документе) и узнать, действительно ли по договору №ХХХХХХХ с накладной №ХХХХ они поставили заводу-изготовителю ХХ штук продукции с таким-то наименованием?
Данные из подделки гарантированно будут:
- Неизвестны предполагаемому производителю;
- Существенно отличаться;
- Иметь другие серийные номера или цифры по накладной.
Можно задавать уточняющие вопросы, уточнять характеристики, и в целом — сравнивать любые детали. Поставщик обязан хранить эти документы.
Проверяем производителя
Следующий пункт проверки — это сертификаты и разрешения самого завода-производителя. Действительно ли он существует, имеет ли право производить резервуары, все ли разрешения у него есть?
В техническом паспорте должны быть копии всех сертификатов и свидетельств о готовности организации к каждому необходимому виду деятельности. Они все должны быть действующими и соответствовать стандартам.
Например, на нашем сайте на отдельной странице с сертификацией находятся все необходимые документы “Сталь Партнёра”:
- Свидетельства об аттестации;
- Свидетельства о готовности к использованию технологий;
- Сертификаты соответствия;
- Разрешения на проведение отдельных видов работ;
- Патенты;
- Декларации.
Подделать эти документы невозможно: в каждую из ответственных организаций вы имеете право обратиться и уточнить, когда, кому, и действительно ли вообще был выдан сертификат с соответствующим серийным номером.
Организации, которые работают по “фейковым” документам могут надеяться только на лень потенциальных покупателей и их доверчивость.
Удостоверения исполнителей
Отдельная часть приложений к техническому паспорту — это копии всех аттестационных удостоверений конкретных исполнителей — например, сварочных работ. С настоящим техпаспортом вы в прямом смысле будете “в лицо” знать каждого мастера, ответственного за каждый шов на резервуаре.
В поддельных документах тоже могут быть копии удостоверений, но они будут принадлежать другим людям или вовсе будут сделаны “в фотошопе”.
Проверить их подлинность довольно просто: в копии должен быть QR-код, который — если он настоящий — откроет соответствующую страницу сайта НАКС (Национальное Агентство Контроля Сварки) с тем же ФИО, допусками, местом работы, и главное — статусом специалиста.
Если с документами все хорошо — на экране будет зеленая строчка “В реестр НАКС внесено”.
Дополнительно можно проверить документы специалистов Отдела Технического Контроля (ОТК). Квалификационные удостоверения каждого ответственного сотрудника ОТК тоже должны быть в техническом паспорте.
Цвет печатей
Последний рубеж — это общий внешний вид паспорта, и особенно — цвет печатей. Все они должны быть синими. Никаких черно-белых печатей.
Исключение — печати на копиях удостоверений и документов. Они могут быть любого цвета, однако на них тоже должна стоять удостоверяющая печать синего цвета с текстом “Копия верна” и росписью ответственного сотрудника.
Цвет печати — простой способ отличить подделку, но, к сожалению, не гарант подлинности документа. Можно следовать простому правилу:
“Если абсолютно все печати в техпаспорте черные — это подделка, но если “правильные” печати — синего цвета, это не значит, что документ точно настоящий”.
Чек-лист проверки технического паспорта резервуара
Чтобы подвести итог — вот короткий список всего, что стоит проверить, если у вас есть сомнения в подлинности документа.
Если хотя бы несколько пунктов получат ответ “Нет” — это серьезный повод задуматься, а не пытаются ли вас обмануть:
- В документе есть все необходимые составляющие (по описанию в нашем материале про технические паспорта)?
- Цвет печатей на оригинальных страницах — синий?
- Сертификаты соответствия деталей известны выдавшему их органу? Их можно подтвердить?
- ГОСТы соответствуют наименованиям деталей (не обязательно проверять все, хотя бы выборочно)?
- Поставщики подтверждают накладные, серийные номера, даты, наименования?
- У производителя есть все необходимые разрешения?
- Они действительны по датам и серийным номерам?
- И точно принадлежат именно этому производителю?
- QR-код на удостоверениях сварщиков выдает “зеленый” текст на сайте НАКС?
- Это точно официальный сайт НАКС, а не поддельный домен с одной страницей?
- Удостоверения сотрудников ОТК проходят проверку в органе аттестации?
11 пунктов, пара звонков, несколько кликов — и вы будете точно знать, оригинал перед вами, или подделка.
Выводы и советы
Последним пунктом стоит упомянуть психологический аспект. “Сталь Партнёр” как производитель качественных и сертифицированных резервуаров будет только рад предоставить любую информацию (наши разрешения, допуски и копии свидетельств) клиентам. Для этого на сайте есть контактная форма и телефоны. Наши поставщики тоже без проблем ответят на вопросы о подлинности накладных и сертификатов.
Копии технических паспортов на все резервуары производства “Сталь Партнёр” хранятся у нас бессрочно. Даже если клиент по какой-то причине утратит оригинал через 10 лет — мы с радостью поможем его восстановить. Когда все документы под рукой — это не занимает много времени.
Однако так этот процесс работает только у тех, кому нечего скрывать.
Если на ваши справедливые вопросы о техническом паспорте и его подлинности владелец (производитель или продавец) резервуара начинает оправдываться, нервничать, ссылаться на внешние обстоятельства, бюрократию, пытается замять вопрос или затянуть процесс проверки — это главный признак подделки.