Резервуары для дизельного топлива на АЗС

РГСН-5 — резервуар горизонтальный стальной надземный

Автозаправочные станции относятся к высшей категории пожарной опасности. Ее создают размещенные на их территории резервуары для дизельного топлива и бензина. Хранение большого объема горючих веществ требует особого подхода в изготовлении и установке емкостей. 

Виды резервуаров и материалы 

Мы выпускаем стальные резервуары для хранения дизельного топлива, бензина и мазута. Основной материал — сталь 09Г2С, устойчивая к образованию флокенов и отпускной хрупкости. Если позволяют климатические условия, то по желанию клиента используем Ст3. Сварные швы тщательно обрабатываются — проверяются на прочность, ошкуриваются и зачищаются от производственных загрязнений. Далее наносится антикоррозийный состав для защиты металла от воздействия влаги и топлива.

Для обработки внешней поверхности надземных резервуаров мы используем оцинковку и 2 слоя АФ-133. Подземные емкости покрываются битумно-резиновой мастикой МБР. На внутреннюю поверхность наносится специальная эмаль «АнтикорБЭП-М» для защиты от воздействия нефтепродуктов. По желанию заказчика мы можем использовать другие составы. 

Еще один важный момент — теплоизоляция. Дизельное топливо и бензин требовательны к температурному режиму, поэтому для снижения теплопотери монтируется теплоизоляция из минеральной ваты или ППУ слоем до 200 мм.  

На нашем предприятии производятся три основных вида резервуаров, которые подходят для хранения дизельного топлива и бензина. К ним относятся:

  • Надземные резервуары РГСН. Для горючих и взрывоопасных жидкостей используются двустенные емкости. Они маркируются дополнительной буквой «Д». Межстенное пространство резервуара заполняется жидкостью, плотность которой выше, чем у топлива. В некоторых случаях используется азот. Такие изделия более безопасны в плане пожара, в них легче поддерживать оптимальную температуру жидкости. 
  • Подземные одностенные РГСП. Такие изделия используются реже и устанавливаются в бетонный саркофаг. Он необходим для защиты от утечки топлива в грунт. 
  • Подземные двустенные РГСПД. Оптимальный вариант для хранения горючих и взрывоопасных жидкостей. Слой грунта выполняет роль дополнительной теплоизоляции, позволяя снизить теплопотери. Кроме этого, топливо в них не перегревается при любой, даже самой жаркой погоде.
  • Подземные емкости ЕП и ЕПП. Устанавливаются как часть дренажно-накопительной системы. Емкости используются для сбора и хранения остатков дизельного топлива, бензина, масел, конденсатов. Изделия серии ЕПП оснащаются подогревом. Монтируются аналогично РГСП. 

На АЗС в основном используются подземные двустенные резервуары. Они максимально безопасны в плане пожара. Надземные емкости применяются в специфических видах автозаправок и обязательно двустенной конструкции. Если площадка не забетонирована, то обустраивается земляная обваловка. Объем грунта должен быть равным объему хранимого нефтепродукта. Эта мера необходима для предотвращения разлива топлива и загрязнения окружающей среды. 

Типы АЗС

Автозаправочные станции, в которых используются резервуары, делятся на два основных типа — стационарные и модульные. Они сильно отличаются друг от друга типом емкостей и конструкцией. В стационарных традиционных АЗС применяются подземные резервуары со стандартным расположением, когда хранилища расположены на расстоянии от раздаточных колонок. Они связаны между собой системой трубопроводов, по которым подается топливо.

Традиционная конструкция применяется для проектирования крупных общественных и ведомственных АЗС. Туда может заехать как легковой автомобиль, так и спецтехника, включая военную. 

Блочные используются на небольших участках и для строительства полностью автоматических заправок, где не предусмотрено наличие персонала. В них топливораздаточная колонка совмещена с подземным резервуаром для хранения бензина и дизтоплива, который находится прямо под ней. То есть, это единое изделие. БАЗС становятся все более популярными, особенно в черте города, где пространство ограничено. Они стоят дешевле традиционных, монтаж требует меньше времени и усилий со стороны строителей. 

Модульные АЗС серьезно отличаются от стационарных, хотя состоят из тех же элементов — емкости для топлива и ТРК. В этом случае к надземному двустенному резервуару приваривается рама с площадкой и навесом для колонки. Такие заправки часто встречаются в сельской местности и местах, где невозможно установить стационарный вариант. 

Отличия резервуаров для дизельного топлива и бензина

Бензин и дизельное топливо отличаются по физико-химическими свойствами, поэтому резервуары для них оснащаются разной периферией. Начнем с первого. Дизтопливо оставляет масляную пленку на стенках резервуара, поэтому требования к АКЗ для него ниже. То есть, этот продукт менее едкий и не образует такого количества паров, как бензин. 

Но у него есть свойство застывать при низких температурах. Летняя солярка густеет при -10ºС, зимняя — от -35 до -45ºС в зависимости от марки. По этой причине резервуары для дизельного топлива оснащаются толстым слоем теплоизоляции и системой подогрева. Наиболее оптимальный и безопасный вариант — внутренний змеевик с паровым теплоносителем. В некоторых случаях используется греющий кабель. Выбор системы обогрева зависит от возможностей площадки, где будут установлены емкости с топливом. 

Бензин относится к светлым нефтепродуктам и начинает замерзать при более низких температурах — от -60ºС.

Такие экстремальные показатели бывают только в некоторых районах Якутии. В остальных регионах резервуары с бензином нуждаются в стандартной теплоизоляции — можно обойтись без подогрева. Требования к АКЗ здесь выше, так как продукт не содержит масел, которые могли бы создать защитную пленку на металле. Кроме этого, емкости для бензина нуждаются в специфической трубной обвязке. В нее входят следующие линии:

  • Выдачи топлива. Обязательно наличие обратного клапана с огнепреградителем. 
  • Наполнения. Здесь применяются отсечные поплавковые клапаны с обязательным огнепреградителем. 
  • Деаэрации. В ней устанавливается дыхательный клапан с защитой от распространения огня. 
  • Обесшламливания. Эта линия необходима для удаления механических примесей и промывки резервуара. 
  • Замерная. Оснащается замерным люком или специальными приборами для контроля уровня жидкости в резервуаре. 

Кроме этого, емкости для бензина дополнительно оборудуются уловителями паров. Сброс в атмосферу нежелателен во избежание загрязнения окружающей среды. Это можно делать только в случае аварии с угрозой взрыва. 

Резервуары для дизельного топлива и бензина, сделанные и установленные в соответствии с ГОСТ, обеспечивают их безопасное хранение. Мы изготавливаем емкости для АЗС со всей необходимой периферией и с полным соблюдением требований к качеству изделий.