Как и зачем следят за крупнейшими в мире РВС

Шпионские страсти кипят не только вокруг новейших систем вооружения и разработок промышленного оборудования. Нефтегазовая отрасль тоже сталкивается с подобным явлением. За крупнейшими резервуарами для нефтепродуктов следят из космоса, с помощью всевозможных датчиков, и в киберпространстве. Почему мишенью стали именно РВС нефтехранилища в Кушинге?

Для чего нужна слежка за РВС Кушинга

Основной мишенью для шпионов сегодня является нефтебаза в Кушинге. Это неудивительно, ведь она вмещает около 10% от общего объема «черного золота», находящегося в США. От наполненности его вертикальных резервуаров зависят биржевые котировки сорта WTI. Такая информация очень ценна для трейдеров по всему миру — ведь от нее зависит их заработок. Тот, кто получит ее первым, будет в максимальном выигрыше. 

Финансовые компании пытаются всеми правдами и неправдами узнать, насколько заполнены РВС Кушинга. Для этого используются все средства, какие только можно — от спутниковой съемки до сверхчувствительных инфракрасных и электромагнитных датчиков. 

Спутниковое слежение

Спутниковая съемка — традиционный метод слежения за Кушингом и другими крупными нефтебазами. Для этого информационные агентства и финансовые компании арендуют спутники, позволяющие сделать качественные фотографии объекта. Около 75% вертикальных резервуаров оснащено плавающими крышами, что существенно упрощает задачу по определению их наполненности. Ее уровень рассчитывается по площади тени, которую эти крыши отбрасывают на стенки емкости. Процесс полностью автоматизирован — все вычисления делает специальная программа. 

Инфракрасная съемка

Инфракрасные камеры используются для съемки РВС со стационарными крышами. Он основан на определении разницы температур между металлом, контактирующим с нефтью, и воздухом. Второй нагревается сильнее, и эта граница хорошо видна на снимках в ИК-диапазоне. Таким образом можно определить, наполнен ли РВС и до какой степени. Инфракрасные снимки делают с помощью беспилотных летательных аппаратов или спутника. Точный объем вычисляется аналогично предыдущему методу — с помощью специализированного ПО. 

Этот способ считается более информативным, потому что он не зависит от типа крыши вертикального резервуара. При этом ИК-съемка применяется не только для вычисления объема сырой нефти, но и ее производных: дистиллятов, мазута, авиационного топлива. 

Метод всем хорош, но он не всегда применим. Например, для подземных хранилищ, глубина залегания которых достигает 150 метров, приходится искать другие способы. 

Электромагнитные датчики для РВС

Некоторые компании кроме ИК-датчиков используют электромагнитные устройства, которые устанавливается на ЛЭП. Они фиксируют изменение нагрузки на линию и уровень потребления электроэнергии. То есть, определяют время включения нефтяных насосов и длительность их работы. Имея эти данные, можно вычислить объем перекачиваемого продукта. 

Электромагнитные датчики хороши для определения объема нефти в подземных хранилищах. Их используют не только для слежки за Кушингом — нефтяной порт Луизианы и РВС французского нефтехранилище в Маноске тоже подвергаются шпионским атакам. Эти хабы как раз подземные и сенсоры, установленные на силовых линиях — один из немногих методов, позволяющих узнать сколько продукта в них хранится. 

Кибератаки

Хакеры — одни из наиболее активных участников подобных информационных атак. Взламывая серверы нефтяных компаний, они могут получить информацию о количестве хранимого продукта в хабе, планах биржевых торгов, личные данные сотрудников и другие важные сведения. Так в 2011 году китайские хакеры умудрились взломать сервера 11 организаций, связанных с хранением нефтепродуктов. Названия и точный список организаций не разглашаются до сих пор. 

Подобный инцидент говорит о том, что большинство нефтегазовых компаний находятся в зоне повышенного риска. Сначала пандемии covid-19 количество хакерских атак в этой отрасли увеличилось на 33%!

Что касается России, то здесь кибершпионаж — основной источник информации. Из-за отсутствия больших нефтехранилищ со спутника фотографировать особо нечего, ИК-съемка и электромагнитные датчики тоже не дадут полной картины. Остается устраивать диверсии в киберпространстве, отыскивая лазейки в системах защиты компаний. 

Можно сказать, что российские РВС для нефтепродуктов — в отличие от тех, что установлены в Кушинге — находятся в безопасности. 

При этом по оценкам экспертов, тема безопасности данных будет становится все более актуальной в условиях кризиса, а противостояние промышленного шпионажа и нефтегазовых корпораций будет вечным.