Резервуары для хранения бензина, 1907 и 2022

Сегодня в мире насчитывается около 200,000 автозаправочных станций. Полтора миллиарда водителей регулярно пользуются АЗС, не задумываясь, как именно работает станция, и что вообще происходит с бензином, прежде чем он попадает в бак. На самом деле АЗС и резервуары для бензина — гораздо более сложный технологический объект, чем просто “несколько резервуаров под землей и колонки”. Однако так было не всегда. 

Первые АЗС

Кого именно считать первооткрывателем того бензина, который мы используем сегодня  — вопрос для исторических споров. Зато с первой в мире АЗС их быть попросту не может: это заправка по адресу 420 South Theresa Avenue в городе Сент-Луис. 

До ее появления в 1905 году автомобилистам приходилось покупать бензин в аптеках и магазинах, небольшими канистрами. Станция в Сиэттле стала первой станцией, рассчитанной специально для машин.

Устройство первых резервуаров для бензина

Первая заправочная станция Америки с резервуарами для бензина, Сент-Луис, 1905 г.

И на АЗС 1905 года в Сент-Луисе, и на более известной заправке 1907 года в Сиэттле, емкости для хранения бензина и вся технология были предельно простыми: 

  1. Емкость — одностенный стальной горизонтальный резервуар — стояла на деревянных подпорках выше уровня земли; 
  2. К нижней части РГС был подсоединен кран со шлангом; 
  3. Водитель просто открывал кран, и топливо самотеком, благодаря давлению в резервуаре и притяжению, стекало в бак. 

Наземный (а учитывая деревянные подпорки — надземный) резервуар для бензина на АЗС имеет массу недостатков: 

  • Высокий риск аварийности. Первые автомобили имели примитивную тормозную систему, а пожарная безопасность еще не была до мелочей расписана. Для взрыва или возгорания было бы достаточно одной ошибки; 
  • Погодные условия. Наибольшую опасность представляет даже не жара, а высокая вероятноть торнадо: и Сиэттл, и Сент-Луис, по официальным данным штата, страдают от ураганов по несколько десятков раз в год. Хрупкая деревянная конструкция с легко воспламеняющимся топливом в таких условиях — не лучшее решение; 
  • Это неудобно. Слишком широкий шланг делает поток бензина неконтролируемым, слишком тонкий — замедляет процесс заправки. 

В 1905, когда поток автомобилей на дорогах был небольшим, а большинства требований по безопасности еще не существовало, все это было простительно.

Все резервуары на АЗС в 2022 году

Сейчас заправок уже не 5 и не 10, а более 200 тысяч по всему миру. Водителей — больше полутора миллиардов, как и автомобилей. АЗС необходимы практически везде, не только на границах городов. И требования к безопасности станций, само собой, гораздо выше. 

На современной заправочной станции находится сразу несколько резервуаров для топлива: 

  • для бензина с разным октановым числом; 
  • для дизельного топлива. 

Помимо резервуаров для нефтепродуктов, на каждой станции имеется несколько несколько емкостей для других целей. 

Аварийная емкость для нефтепродуктов

Как правило, это небольшой резервуар, который необходим только на случай ЧП: к примеру, если при переливании топлива из цистерны бензовоза произошла авария и оно растеклось по территории АЗС. 

Аварийная емкость представляет собой обычный подземный РГС из стальных листов с коническим днищем. Её главная особенность — линия наполнения: система желобов и сливов, по которым топливо с территории АЗС должно попадать в резервуар самотеком.

Чтобы топливо хранилось там безопасно, аварийные резервуары для бензина оборудуются гидрозатворами и огнепреградителями. Даже если бензовоз полностью разгерметизируется (к примеру, отойдет рукав) и по территории АЗС растечется бензин, конструкция — и люди — будут в безопасности. 

Пожарные резервуары

Запас воды необходим, чтобы пожарные — если возгорание на территории АЗС все-таки произойдет — не искали ближайший гидрант и не тратили время на подключение к городским системам. Требования к пожарным резервуарам одновременно и сложнее, и проще, чем к аварийным емкостям: 

  • С одной стороны, ГОСТы допускают различные варианты конструкции: подойдут и вертикальный, и горизонтальный резервуар, и циллиндрической, и прямоугольной формы;
  • С другой стороны, таких резервуаров должно быть не менее двух, каждый — с запасом не менее чем 50% от всей воды на станции, а их расположение зависит от городской системы пожарных гидрантов. 

Емкость для воды может быть надземной или подземной, хотя большинство заправок в черте города выбирают установку под землёй, чтобы освободить площадь. 

Емкости для воды 

Современные АЗС редко выполняют одну функцию: как правило, в здании находится и магазин, и точка продажи питания (к примеру, хот-доги, выпечка, или кофе). По существующим нормам, такая деятельность невозможна без бесперебойного доступа к водоснабжению. И не всегда самым выгодным вариантом является подключение к городским службам. 

Особенно это актуально для заправок, которые находятся за пределами города, где централизованного водопровода попросту нет. 

Ёмкость для воды на АЗС обеспечивает автономное водоснабжение, однако не может быть совмещена с пожарным резервуаром. Как правило, это отдельная конструкция, оборудованная насосной установкой. Требования к таким резервуарам касаются скорее санитарной безопасности, чем конструкции. 

Резервуары для бензина на АЗС 

Современные РГС для бензина находятся под землей, и на каждой станции их несколько. Как правило, в список входят: 

  • Резервуары для АИ-95, АИ-92, АИ-98, АИ-80; 
  • Резервуар для дизельного топлива. 

Подземное расположение – одно из главных отличий от первых резервуаров для бензина на исторических АЗС. Хранить бензин на территории заправочной станции в надземном РГС небезопасно и дорого (если заправка находится на ограниченной территории в черте города). Однако на этом отличия не заканчиваются. 

Современный резервуар для топлива — это уже не обычная металлическая “бочка” со шлангом и краном. 

  • Двустенная или одностенная конструкция оборудуется ребрами жесткости и делениями на секции для распределения давления внутри резервуара;
  • Материалы и технологии обеспечивают безопасное хранение бензина или дизельного топлива при температурах от -40 до +50 градусов; 
  • Несколько слоев покрытия (внутренне антикоррозийное и наружное гидроизоляционное) продляют срок службы РГС без вредя для экологии; 
  • Уровнемеры, датчики герметичности, огнепреградители, клапаны и точки доступа, в зависимости от комплектаци, превращают РГС в сложное технологическое устройство;
  • И наконец, автоматизированная линия подачи топлива, которая может обеспечивать топливом несколько колонок одновременно.

Любая современная заправочная станция — даже если это всего 3 колонки на пригородном шоссе — оборудована не меньше чем 7 разными резервуарами: 

  • 2 пожарных резервуара; 
  • Минимум 3 подземных РГС для бензина и дизельного топлива; 
  • Отдельный резервуар для водоснабжения; 
  • И аварийный резервуар на случай ЧП. 

Важно помнить, что все эти элементы взаимосвязаны и должны работать как единый механизм, чтобы соответствовать нескольким десяткам ГОСТов, пройти все проверки, и наконец — обеспечить бесперебойную работу заправки для сотен машин в день.

Мы изготавливаем резервуары для нефтепродуктов со всей необходимой периферией и оборудованием, и готовы обеспечить полный цикл — от помощи в выборе правильного резервуара до доставки и установки.